Восприняв идеи регулярного градостроения, новая эпоха развила их до степени совершенного градостроительного искусства. Это качество осознается через особый, очень сильный эмоциональный потенциал архитектуры, созданной в эти годы и сохраняющей до наших дней способность воздействовать на духовный мир и настроение человека. Ясность пространственных композиций, которая сообщает человеку уверенную пространственную ориентацию; четкое выделение разных по функциональной и социальной значимости элементов в системе города, особенно центра; сила архитектурных образов, заставляющая навсегда запомнить виденное, и, наконец, содержание этих образов, которое хорошо передают соотносимые с классицизмом понятия «простота», «торжественность», «покой», «величие»,— таков вклад зодческой культуры этой эпохи в отечественное наследие.
«Простота» классицистической архитектуры относительна. Она не имеет ничего общего с примитивностью. Для зданий характерны простые геометрические очертания, прямые обрезы кровель, чистые, не обремененные декором стены, но совокупность членений, пластических акцентов (в основном портиков) и деталировки образует сложнейшую систему. Ее порядок, легко воспринимаемый с первого взгляда, строится по принципу иерархической соподчиненности: каждый элемент системы (ансамбль — здание — фасад — фрагмент фасада — деталь) скомпонован как самостоятельная единица и в то же время зависит от места в композиции целого.
|