Бурное развитие городов и железнодорожного строительства в пореформенные десятилетия делает все более актуальным и распространенным иное уподобление - Северо Американским Соединенным Штатам. Многоэтажные дома Москвы сравниваются с американскими небоскребами, рост городского населения заставляет говорить о его поистине американской быстроте и т. д. Журавский разглядел сходство России с положением США до начала строительства железных дорог: естественные богатства обеих стран «оставались непроизводительными от недостатка искусственных путей сообщений». Однако за короткий срок благодаря колоссальному объему работ (к 1 января 1854 года было проложено до 28 000 км железных дорог и до 24 000 км находилось в процессе строительства). Соединенные Штаты достигли «неимоверного развития»: дороги обеспечили огромный приток населения в пустынные ранее районы, дали импульс развитию строительства, промышленности, повышению стоимости земли. В России же «при теперешнем недостатке внутренних сообщений губернии, изобилующие одними произведениями, не находят сбыта им и терпят от недостатка других первых потребностей жизни ... обильные рудники каменного угля и пространства леса в одних частях государства остаются бесплодным богатством, между тем как другие части не могут достигнуть надлежащего развития свойственной им мануфактурной промышленности от недостатка топлива. Рабочий класс вынужден оставлять места жительства, где среди изобилия произведений земли он не находит им сбыта и теряет драгоценное время в дальних переездах... Наконец, сбыт произведений за границу доступен только частям государства, прилежащим к портам или главным линиям водяных сообщений, другие же, и между ними самые плодородные губернии, лишены этого преимущества от недостатка удобных сообщений». Чтобы решить эти проблемы, Журавский предлагает создать систему железных дорог, в общем родственную предлагавшимся ранее, «чтобы, выходя из частей государства, плодородных и обильных естественными богатствами, линии проходили губерниями нуждающимися и в кратчайших по возможности направлениях, не обходя, впрочем, значительных центров населения, простирались до пограничных морей Балтийского, Черного и Каспийского».
Положение в железнодорожном строительстве радикально изменилось после прихода к власти Александра 11. Период великих реформ стал временем первого в истории России железнодорожного бума. Инженеры П.П. Мельников, С.И. Кербедз, графы В.А. Бобринский и С.Г. Строганов, барон Мейндорф вошли в состав организованного в январе 1858 года Комитета железных дорог, провозгласившего: «железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения еще за 10 лет, признаны всеми сословиями необходимостью для Империи и содеялись потребностью народною, желанием общим, настоятельным». Свидетельством тому явились, с одной стороны, организация Комитета, с другой - занятие императором поста его председателя.
|