Большое значение имеют и конкретные условия местности. Деление города на структурные единицы нельзя основывать на универсальной модели; к определению принципов этого деления следует подходить достаточно гибко.
Центры обслуживания высшего уровня должны быть доступными для жителей ближайших структурных единиц, поскольку в противном случае они будут вынуждены пользоваться исключительно теми формами обслуживания, которые есть в пределах их единицы. В связи с этим основные виды обслуживания необходимо размещать у пешеходных дорог', пересекающихся с важнейшими транспортными магистралями по возможности в двух уровнях, а центры высшего уровня — у автомобильных дорог и трасс общественного транспорта. В случае выполнения этого условия проблема оптимальной величины структурных единиц теряет свое значение, поскольку все центры образуют единую систему, дополняя друг друга.
Иерархическую систему центров с успехом можно использовать при разных типах пространственной организации города: линейной, радиальной и сетевой. Однако при такой системе центров возникает проблема разделения функций между центрами разных уровней.
В связи с ростом числа автомобилей усиливается тенденция к централизации обслуживания. Автомобиль повышает мобильность населения, позволяя производить необходимые покупки в более отдаленных, но лучше экипированных центрах. Совершенствование конструкции и увеличение выпуска холодильников позволяет запасать продукты на более длительное время; этому способствует и введение второго выходного дня. В связи с этим возрастает притягательность крупных развлекательных центров, более удаленных от места жительства населения. В таких условиях возникает необходимость пересмотра прежних принципов размещения центров, сеть которых в соответствии с изменившимися требованиями должна быть более редкой, а сами они должны быть более крупными.
|