В сюжетной основе фильма «Живите долго» (сценарий Ш. Татикяна и Ф. Довлатяна, 1979) — неестественно закрученная, до предела наэлектризованная ситуация. Нравственный подвиг Виктории (Довлатян верен себе и открывает новое актёрское имя для кинематографа — Виолетту Геворкян) уже очень откровенно противопоставлен нравственной, да и просто человеческой несостоятельности её бывшего мужа. Но постановщику «Здравствуй, это я!» и «Хроники» было бы тесно в рамках доброй и старой мелодрамы. Ему потребовался характер свёкра Виктории старика Барояна (А. Джигарханян) — ветерана войны. Помимо того Бароян берёт на себя ответственность за грехи сына, он, оказывается, способен сегодня понять, принять и оценить в прошлом отвергнутую невестку. Но и за пределами семьи Бароян умеет не давать спуску хапугам и делягам, даже если за это придётся оттолкнуть от себя бывшего однополчанина, превратившегося ныне в обывателя Сисакяна (за блестящее воплощение этого эпизодического персонажа Х. Абрамян удостоился на Всесоюзном кинофестивале 1980 года приза за лучшее исполнение мужской роли), посмотреть этот фильм можно на веб-портале http://the-smurfs.ru/.
То, как ведёт себя Джигарханян с искренне заблуждающимся, но убеждённым оппонентом Бек-Пирумовым, как сшибаются в фильме различные политические и мировоззренческие позиции и как при этом удаётся Джигарханяну, не применяя власти и принуждения, не вынуждая оппонента к сдаче, добиться убедительного раскрытия всемирно-исторической правоты большевизма, — всё это обеспечено идеальным партнёрством опытного Х. Абрамяна и впервые дебютировавшего в кино в роли Бек-Пирумова талантливейшего Левона Нерсесяна, и мастерством диалогов Армена Зурабова, и виртуозным искусством Ф. Довлатяна, сумевшим решить труднейшую сцену спора достойных друг друга идейных оппонентов.
И в первых своих работах в кино Довлатян не избежал искуса ввести театральные приёмы мизансценирования, тем более что материал давал такую возможность. В картине «Парни музкоманды» (сценарий М. Шатиряна), которую он поставил вместе с Г. Манаряном в 1960 году, действие происходит в годы гражданской войны в Армении. Герои — музыканты, военный оркестр. Хотя в титрах нет указания на первоисточник (случай нередкий в кино!), позволю себе предположить, что авторы знали пьесу Д. Дэля «Музыкантская команда», экранизированную П. Кадочниковым и Г. Казанским ровно через пять лет под названием «Музыканты одного полка». Правда, в армянском фильме герои — южане, а в пьесе дело происходит на Севере. И здесь стихия интриги (подстановки — «наш — не наш») как нельзя лучше совпала с установкой на театральную условную (для кино) манеру игры.
Сюжет фильма «Путь на арену», который Довлатян поставил в 1963 году вместе с Л. Исаакяном, находками не блистал. Герой хочет стать клоуном. Семья — против. С помощью тётки организован провал его первого выступления. Но, как вы понимаете, юноша добился своего. Фильм легко забыли бы, если бы не участие в нём талантливого клоуна Леонида Енгибарова. В оригинальных цирковых номерах предстаёт перед сегодняшними зрителями яркое искусство обаятельного мастера пантомимы.
Благодарим веб-портал http://samuithailand.net/ за предоставленные документальные материалы.
|