В настоящее время с большой вероятностью предполагается, что это портрет кардинала Карло Медичи. Его смуглое с резкими чертами лицо, будто высеченное из камня, полно мужественной силы и энергии. Пылающие цвета красной мантии и кардинальской шапки резко выступают на темном фоне. Жесткая детализация поверхности лица подчинена величавости общего впечатления.
В связи с поездкой во Флоренцию следует отметить обращение Мантеньи к новому виду искусства - к гравюре на меди.
Техника гравюры начала распространяться в Италии уже в первой половине XV в. Первым итальянским гравером, достигшим высокого художественного мастерства, был, видимо, флорентиец Антонио Поллайоло, с работами которого мог познакомиться Мантенья во Флоренции. Будучи блестящим мастером точного и тщательного рисунка, художником, для которого главными средствами изображения являлись линия и светотень, Мантенья должен был почувствовать влечение к этому новому виду искусства, требующему уверенного владения рисунком и умения извлечь из него все возможности. Если для Поллайоло занятие гравюрой было лишь эпизодом, то у Мантеньи оно прошло красной нитью сквозь все творчество и спорным является лишь время, когда он к нему обратился. Часть исследователей считает, что это произошло в Риме в 1489-1490 гг. Однако известно, что уже в 1470-х годах в мастерской Мантеньи работали граверы. Кроме того, сохранилась незаконченная гравюра, изображающая «Мадонну в гроте» и являющаяся копией правой части «Поклонения волхвов» триптиха Уффици, легко отделимой от остальной композиции и образующей, как отмечалось, гармоничное и законченное целое. Работа сделана в характерной для Мантеньи манере, соответствующей манере перового рисунка. Формы передаются уверенными, непрерывными контурными линиями и штриховкой, выявляющей градации светотени на рельефных поверхностях. Штрихи разной толщины и густоты, но всюду имеют примерно одно направление- сверху вниз справа налево или снизу вверх слева направо. Некоторая грубоватость исполнения заставляет почти всех исследователей видеть в этом произведении работу одного из помощников Мантеньи, но интересна связь этого произведения с картиной, написанной во Флоренции.
|