Несколько больший интерес имеет рассмотрение тех точек зрения, в которых в определенной мере осознаются процессы глубокого упадка буржуазной культуры и искусства, поскольку здесь больше правды о той культуре, которую представляют сами эти концепции.
Ограничимся художественной культурой, ибо именно ее многие буржуазные теоретики беззаботно приносят в жертву, иногда оплакивая, иногда нет. Эта точка зрения известна в виде идеи вырождения и даже смерти искусства в будущем. Аргументы ее сторонников условно можно разбить на три группы: социологические, техницистские и философско-гносеологические. Некоторые буржуазные теоретики используют доказательства всех трех типов.
Социологическое отрицание (не обязательно в работах социологов) перспектив в развитии искусства опирается на действительно существующие в буржуазном мире факты резкого падения среди широкой публики интереса к искусству в целом или к его отдельным видам. Правда, при необъективном подходе к этому явлению за уменьшение количества потребителей искусства (речь идет, конечно, об их относительном уменьшении) часто выдается обычное изменение их художественных интересов, перемещение из одной аудитории в другую. Но в этом случае искусство в целом не теряет общего числа тех, кто находится в постоянном контакте с ним, происходит лишь их перелив и перераспределение. Например, музеи и театры посещают меньше, а кино и концерты - больше.
Анализ статистических материалов, собранных буржуазными социологами, показывает и другую неутешительную картину: потерю интереса к высокому, в частности классическому, искусству, широкое распространение продукции «массовой культуры». Наметилась явная тенденция вытеснения из духовной жизни буржуазного общества высокого искусства художественным эрзацем индустрии развлечений.
Сторонники техницистской идеологии настаивают не столько на смерти искусства, сколько на исчезновении фигуры художника в традиционном понимании этого слова.
|