Интеграция строительного производства облегчает путь к решению самых сложных конструктивных задач, и архитектор обретает невиданную ранее свободу в выборе проектных решений. Уже накоплен большой опыт использования в архитектуре металлических конструкций. Инженерная мысль работает над увеличением абсолютных размеров перекрываемых пространств; громадные (до 30—40 м) пролеты теперь не редкость, и под дебаркадеры железнодорожных вокзалов входят не два, а шесть-восемь рельсовых путей. Совершенствуются типы конструктивных систем — пространственные системы, ребристые и решетчатые купола и др.
Однако самые интересные конструктивные новации связаны были в эти годы с введением в строительную практику железобетона. Впервые появились железобетонные конструкции еще в 1880-е гг. (Так, например, в 1887 г. на Реутовской фабрике под Москвой были сделаны перекрытия в виде сводов.) В начале XX в. этот материал начинают широко применять в гражданском и промышленном строительстве во многих городах России.
Железобетон замечателен тем, что сочетает в себе свойства металла и камня, т. е. выполненные из него элементы одинаково хорошо работают и на сжатие, и на растяжение. Практически неограниченны пластические возможности материала — элементу можно придать любую форму. Его можно использовать для воспроизведения традиционных структур, например классических сводов, но наибольший интерес представляют тектонические системы, не имевшие прецедентов в прошлом,— складки, оболочки-скорлупы. Их используют для перекрытия зальных пространств.
|