Единых, годных на все случаи приемов расчета устойчивости бортов карьеров нет и не может быть. Каждая из приведенных выше расчетных схем построена на основе каких-либо определенных условий и ограничений. Поэтому и расчет, произведенный по такой схеме, будет справедлив лишь в том случае, если натурные условия рассчитываемого объекта отвечают условиям, принятым за исходные при построении схемы. А условия эти могут диктоваться целым рядом рассмотренных в главах II и III факторов как геологических, так и горнотехнических. Правильный выбор расчетных схем требует поэтому известного практического опыта и умения учитывать и сочетать эти факторы. В сложных случаях, когда несколько факторов накладываются друг на друга, каждый из них должен быть приведен к той или иной расчетной схеме так, чтобы обеспечить проверку влияния его на устойчивость.
В качестве примера можно рассмотреть наиболее часто встречающийся случай массива, сложенного несколькими пластами различной прочности. В этом случае основной расчет производится по схеме многослойного откоса с заданным запасом устойчивости, а проверки должны производиться по схеме контактных сдвигов с установлением зависимости между пределами устойчивых углов откосов и обнаруженными разведкой уклонами контактов при различных экспозициях борта.
При наличии в массиве разрывных нарушений аналогичная проверка должна быть повторена для случая сдвига по трещинам. Для различных экспозиций борта и в этом случае должны быть установлены предельные величины устойчивых углов откосов. При наличии в борту или в основании слабых пород обязательна проверка на выжимание этих пород. При реальных возможностях затопления карьера устойчивость бортов должна быть проверена при действии гидростатических и гидродинамических сил.
|