И все же если из самого важного выделить наиболее существенное, то, безусловно, главным объектом ответственности искусства («человековедения») будет сам человек. В нем, как в фокусе, сосредоточивается все, во имя чего развивается общество, от него исходят и к нему приходят все идеи и свершения, в том числе и само искусство. Поэтому справедливым будет вывод, что прогресс человечества означает также прогресс искусства и, наоборот, прогресс искусства - это прогресс человечества. Естественно поэтому, что марксистские исследователи прогресса искусства пришли к заключению, что комплексный критерий этого прогресса нельзя установить вне связи с тем, насколько искусство способствует гармоническому развитию человека.
При всей сложности, многозначности и противоречивости прогресса искусства главным в нем всегда были гуманистическое начало, а следовательно, и утверждение идей ответственности за человека. На современном этапе эта ответственность выступает как бы в своей высшей форме, ибо речь идет не просто о человеке или тех или иных социальных группах, а о сохранении всего человечества. Именно об этом, гениально прозревая будущее, говорил В. И. Ленин: «... Основная задача - сохранение человеческого общества».
Гимн человеку, когда-то на высокой ноте начатый буржуазным искусством, давно уступил место кликушеским, похоронным причитаниям в его адрес. Но это характеризует преимущественно «массовое искусство». Что же касается элитарного искусства, то оно, усвоив принцип ни за что не отвечать, ни во что не вмешиваться и ни на что не реагировать, хотя это часто только декларируется, вообще обходит молчанием человека и человеческие проблемы.
Уроки истории всегда поучительны, и уместно вспомнить, что в самом начале второй мировой войны И. Бехер, указывая на источники кризиса буржуазного искусства, четко определил позиции реалистического искусства в отношении человека.
|