12 декабря 1827 года Мордвинов подал Николаю 1 «Записку» со специальным разделом - «Проложение между городами путей сообщения». В нем, в частности, говорилось: «Из всех путей сообщения железные дороги могут быть для торговли самыми полезнейшими». В 1836 году он выступил с программой, предвосхищающей идеи Мельникова. Но его программа шире: она соединяет мысль о благотворном воздействии путей сообщения на развитие экономики с планом преобразования городов. «Скудность рабочего состояния людей, - писал Мордвинов, - происходит частью от того, что не находят они для себя заработок. Для извлечения крестьян, мещан, ремесленников и прочих, работою живущих... должно дать полезное народу занятие и по всем упражнениям рукоделия их размножать. Способы к тому суть:
1. соединение дорог повсеместно наймом, а не нарядом,
2. соединение рек для внутреннего повсюду сообщения,
3. построение железных дорог для сближения дальних пределов России от мест произведения к местам сбыта,
4. построение купеческих судов для произведения иностранного торга на российских кораблях,
5. устроение городов отнятием препон, существующих в постройке оных домов и всякого роду заведений и ссудою на то деньгами,
6. размножение фабрик, заводов, ремесленных работ,
7. уничтожение плакатных паспартов,
8. доставление свободы внутренней торговли и всем родам промышленности»
Примерно в том же направлении развивалась мысль декабриста Никиты Михайловича Муравьева - автора проекта «О сообщениях в России» или плана ее «канализации», созданного на основе анализа огромного материала о каналах США, Англии, Франции, Бельгии, Голландии и Дании. Суть его сводится к идее создания единой системы водных путей, соединения естественных путей (рек, озер) с искусственными (каналами). Связав важнейшие торговые, промышленные и административные центры России путем, соединения Балтийского, Беломорского, Каспийского и Черноморского бассейнов, Россия откроет себе путь на Восток и на Запад. Муравьев спроектировал 53 Донско-Волжских и ВолгоОкских канала и предлагал улучшить старые для включения их в единую сеть. Интересовался он и проблемой железных дорог, однако считал, что в России недостаточно капиталов для их сооружения.
|