Изучение русского города в контексте мировой истории с учетом рожденного промышленным переворотом отношения к нему как к социальному организму в России первым начал Н.И. Надеждин.
Взгляд Надеждина на город, подобно его воззрениям на искусство, на историю отдельного народа (уже отмечалось, что Надеждин занимался этнографией), на всякого рода деятельность - взгляд исторический, рожденный представленнем об истории как о процессе, смене культурно-исторических эпох. В нем мысль об общечеловеческом характере исторического развития неотделима от убеждения в неповторимости национальных культур, «родов и семейств человеческих», переживающих цикл развития от младенчества к зрелости и смерти. В этом историософия Надеждина близка Гегелю, близки и их взгляды на искусство. Роднит их и энергично выраженная идея поступательного движения исторического процесса, проходящего ряд этапов, каждый из которых есть продолжение и одновременно отрицание предыдущего. Однако родство системы Гегеля Надеждину лишь типологическое. По мнению немецкого философа, расцвет искусства - в прошлом. С точки зрения русского ученого, он наступит в недалеком будущем в результате подготовленного всем ходом истории слияния классического и романтического искусства (принципов, заложенных в греко-римской древности и в средневековье).
|