Картина, маленькая по размеру, написанная в серых тонах, как бы подчеркнуто не претендует на броскость, на эффектность, на то, чтобы обратить на себя внимание. Но зато пристальному взгляду откроются и тонкая выписанность всех аксессуаров и содержательность образа портретируемой.
В этой работе еще нет никаких элементов фантазии в прямом смысле этого слова. Конгломерат точно обозначенных реалий помещен в сконструированное, условное пространство, написан в условной цветовой гамме, застыло неподвижен. Это создает впечатление многозначительной, отвлеченной умозрительности образа.
В дальнейшем элементы условности и фантазии становятся в работах Ситникова еще более выявленными. Он соединяет в своих картинах не только выдуманные ситуации, но и разные живописные системы, чем обостряет восприятие тех элементов изображения, которые считает наиболее существенными. В картине 1977 г. «Три девушки» на светлом, сложном по цвету живописном фоне выделяются условные объемы девичьих фигур, похожие на раскрашенные вазы, и точно и сильно промоделированные лица. Тонкая и ненавязчивая цветовая игра фона подчеркивает то затаенное, что есть в лицах девушек, не мешает выявлению человеческих характеров, этнических типов. Но такого рода прием не свободен от известной нарочитости. Изначально свойственная Ситникову умозрительность приобретает иногда чрезмерно подчеркнутый характер. Однако рациональность в картинах Ситникова - не синоним холодности. Он больше думает, чем выражает свои чувства, больше анализирует, чем поддается впечатлению. Его картины скрывают чувства, но вовсе не обделены ими.
Ольга Булгакова начала свой творческий путь только в середине 70-х годов, и уже первые ее работы («Молодые художники», «Театр. Актриса Марина Неелова»), написанные сразу по выходе из института, обратили на себя внимание. В них ощутима связь с работами Ситникова, но в них есть и нечто свое, неповторимое.
|